Тенденции развития продуктового ритейла в мире и Украине

Продукция сегмента FMCG – это потребительские товары повседневного спроса, которые приобретаются частными лицами. Сюда входят быстро оборачиваемые продукты питания, напитки, бытовая химия, табачные изделия и т.д. Регулярные исследования глобального рынка FMCG-ритейла каждый раз подтверждают: торговля продуктами и сопутствующими товарами широкого потребления входит в число наиболее доходных отраслей бизнеса.

Во всем мире сети супермаркетов набрали силу благодаря тому, что имеют возможность продавать товары по низкой стоимости и в постоянном наличии широкого ассортимента. На сегодняшний день рейтинг крупнейших FMCG-ритейлеров разных стран открывают:

  • 7-Eleven (Япония-США)
  • SPAR International (Голландия)
  • Lidl (Германия)
  • Carrefour (Франция)
  • Aeon (Япония)
  • Walmart (США)

Анализируя ситуацию сегмента через призму развития лидирующих операторов, сегодня наблюдаются четыре явные тенденции на рынке FMCG:

  1. замедление темпов роста отрасли в связи с пандемией;
  2. интенсивное соперничество за право “быть на полке” между производителями;
  3. ускорение темпов внедрения новинок при сокращении жизненного цикла товаров;
  4. увеличение доли сетевой розницы путем изменения формата розничной торговли.

Обзор главных событий года в FMCG демонстрирует оживленное развитие мирового ритейла. Основная активность заключается в приобретении торговых сетей, запуске новых форматов, инвестициях в более продвинутые сервисы и диджитализацию, внедрении услуги собственной доставки, изменении в подходе к продажам.

А как обстоят дела в Украине?

Вопросом о том, как сейчас работает рынок украинского продуктового ритейла, занялись специалисты компании Impulse Consulting. В середине октября 2021 года был подготовлен отчет о функционировании организованной розницы в Украине. 

С целью получения максимально подробных и объективных результатов опрошены эксперты отрасли. Отдельное внимание при подготовке и планировании данного исследования отводилось вопросу рекрутинга, поэтому были задействованы:

  • личные контакты;
  • ассоциации бизнес-консультантов;
  • HR-сфера и другие источники.

В ходе исследования проанализировано большинство из современных продовольственных сетей Украины по физическим показателям (общее количество торговых точек, открытых магазинов за год, областей покрытия). Во внимание бралось позиционирование сетей супермаркетов, их рейтинг по ассортименту, ценам, качеству продукции и отдела сервиса.

Специалистами также были отслежены и выделены основные тенденции развития рынка розницы за последние годы, определены векторы количественного развития ниши ритейла и ее основных операторов в ближайшей перспективе.

Заключение, к которому пришли аналитики

Несмотря на то, что каждая сеть имеет свою уникальную специфику работы, тем не менее прослеживаются общие характерные тенденции.

Касательно маржинальности, на данный момент ее повышения сети могут добиваться путем запрашивания выгодных скидок со стороны поставщика, но с ожиданиями высоких продаж. Так, в зависимости от объема реализованного товара торговыми точками, поставщик может получать либо же терять различные бонусы в виде рекламы на носителях сети, выгодное размещение и т.д.

Известно, что на рынке продуктового ритейла распространена практика пробного периода, который обычно составляет до нескольких месяцев. Его принцип заключается в экспериментальном введении в сеть нового бренда или целого ассортимента продукции (при этом товар должен быть изначально интересным и перспективным для сети). Немаловажным здесь является наличие сильного бренда для отдельных групп товаров. В целом, нынешняя ситуация говорит о том, что сети заинтересованы в торговле высоколиквидным, маржинальным товаром с высокой оборачиваемостью и привязывают стоимость всех своих услуг к проценту продаж. 

Говоря о конкуренции в сегменте организованного продуктового ритейла, следует подчеркнуть ее неравномерность, что зависит, как правило, от многих факторов. Среди них – город и место размещения торговой точки, ее принадлежность к той или иной сети, позиционирование и направленность на целевую аудиторию, транспортная составляющая и многое другое. По большей части наблюдается концентрация конкуренции в крупных городах страны, что, помимо рассмотренных выше факторов, объясняется более высокими доходами населения, а значит, и покупательной способностью.

Для рынка организованного ритейла характерна тенденция к укрупнению игроков, что проявляется в сделках по слиянию и поглощению. Такого рода сделки в недавнем времени продемонстрировали Billa и Новус, FOZZY GROUP и Фуршет, что стало громкими событиями в мире отечественного ритейла. Уже сегодня СМИ активно предвещают выход на наш рынок немецкой международной сети супермаркетов Lidl, которая известна лидерскими позициями в большинстве стран Восточной Европы. Если это случится, рассматривается два базовых сценария становления в Украине: ритейлер может купить кого-то из конкурентов для быстрого входа в рынок либо же выбрать путь органической экспансии через постепенное открытие собственных магазинов.

Прогнозируется, что сферу продуктового ритейла ждет период крупного приобретения торговых площадей и активного открытия новых торговых точек. Ведь если сравнивать с ведущими европейскими странами, то рынок Украины еще далек до точки насыщения, что может подарить как существующим, так и новым игрокам дополнительные возможности.

Для получения консультации свяжитесь с нами, используя раздел

Работаем по стандартам