Запуск аптечного бизнеса в период пандемии

Насколько выгодно развитие аптечного ритейла в Украине? Каким образом ситуация с COVID-19 повлияла на данный сегмент? Что в нынешних реалиях следует учесть предпринимателю при выходе на рынок реализации лекарственных препаратов? 

Поиском ответов на эти и другие вопросы занялись эксперты компании Impulse Consulting, проведя ряд подробных рыночных исследований.

И все же: прибыль или убыток?

Аптечный бизнес всегда считался относительно стабильным сектором экономики, который дает возможность заработка. В то же время это высококонкурентная среда, где привлечение клиентов происходит путем выгодных ценовых предложений, широкого ассортимента продукции или же удобной локацией.

Год 2020 внес немало существенных преобразований в отрасли. К понижению курса гривны добавились перемены в законодательстве касательно аптечной деятельности, а вслед за ними – распространение инфекции коронавируса.

Вместе с тем бизнесмены продолжают рассматривать варианты выхода на рынок лекарственного ритейла в скорой перспективе. Как правило, собственный бизнес начинают те, кто уже имеет опыт в этой сфере.

При отсутствии первостепенных навыков для благополучного ведения проекта существует и альтернативный вариант – покупка франшизы известной торговой марки. Среди главных преимуществ такой сделки выделяют:

  • получение налаженных операционных процессов, что избавляет от самостоятельного поиска поставщиков или формирования ассортимента;
  • отсутствие необходимости вкладывать средства в рекламу, при этом уровень доверия покупателей будет гораздо выше, чем к новому, еще неизвестному бренду.

Другими словами, сумма первоначальных инвестиций окажется более существенной, зато риски принятия неправильных решений будут минимизированы.

Специфика организации проекта с нуля

Разобраться со всеми нюансами данной сферы возможно, изучив ее детально. А прямо сейчас давайте рассмотрим ключевые тезисы, на которые будущему предпринимателю так или иначе предстоит обратить внимание.

Спрос на лекарства

Продукция разделена на три группы: лекарственные препараты (включая изделия медицинского назначения), биологически активные добавки и лечебная косметика. Прослеживая статистику последних нескольких лет, заметно, что потребность населения в лекарствах постоянно растет. Это связано с плохой экологией, активной рекламой медикаментов, пережитым стрессом из-за карантина, ухудшением здоровья от вредных привычек и многими другими факторами.

Так, в 2020 году объем рынка продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении составил 1,74 млрд упаковок. Если сравнивать с 2019 годом, показатель возрос на 2,2%. Что касается денежного эквивалента, по итогам прошлого года, в Украине доля основной категории продукции (а именно лекарственных средств) составила 82%.

Лицензирование

Не секрет, что аптечное предпринимательство всегда считалось одним из самых регулируемых в Украине. Сейчас это направление делится на следующие форматы:

  • аптека;
  • аптечный киоск / пункт / магазин;
  • онлайн-продажа медикаментов.

В зависимости от формата, условия получения лицензии на розничную торговлю лекарствами могут отличаться. Дело в том, что полноценная аптека – это основное самостоятельное структурное подразделение, которое обеспечивает розничную торговлю медпрепаратами. К такому формату выдвигаются наиболее строгие стандарты. А вот аптечные пункты или киоски являются частью аптеки, и открыть их без ее наличия не получится.

Выбор места и помещения

Данный вопрос имеет серьезное значение, ведь от местоположения напрямую зависит количество потенциальных посетителей, а соответственно – успешность всего проекта в будущем. И здесь необходимо учитывать целевую аудиторию. К примеру, если акцент поставлен на дешевые препараты, рекомендуется рассмотреть варианты недвижимости в спальных районах и старых застройках. Ну а в случае планирования продажи лекарств по высокой стоимости подойдут арендные помещения в крупных ТЦ или центральных городских районах.

Маркетинг и продажи

Специалисты советуют уделить особое внимание расчету экономической целесообразности проекта. Распределите рекламную активность на продвижение оффлайн (создание вывески, раздача листовок) и онлайн (разработка интернет-магазина с адресной доставкой товара, развитие бренда в соцсетях, внедрение программы лояльности для постоянных клиентов).

Согласно исследованиям, доля продаж онлайн будет только увеличиваться. Этому будет способствовать рост популярности онлайн-агрегаторов по покупке лекарственных средств, а также общее развитие электронной коммерции в Украине.

Ожидаемые затраты

Во время разработки бизнес-плана важнейшим его пунктом является подсчет предполагаемых стартовых и регулярных трат, принимая во внимание полную статью расходов.

К изначальным вложениям в открытие аптеки относятся:

  1. аренда помещения;
  2. ремонтные работы;
  3. покупка мебели и оборудования;
  4. уплата налогов и сбора, оформление документов;
  5. закупка товаров;
  6. запуск оффлайн- и онлайн-рекламы.

Ежемесячные расходы для содержания аптеки включают:

  1. зарплаты сотрудникам (для функционирования точки понадобится минимум три человека – один провизор и два фармацевта);
  2. коммунальные и дополнительные услуги;
  3. онлайн-реклама.

При грамотном подходе срок окупаемости аптеки ориентировочно составит от двух до трех лет.

Основные выводы

К началу 2020 года в стране функционировало почти 20 тыс. торговых точек, из которых 80% аптек и 20% аптечных пунктов. Самое большое количество магазинов находится в Киеве и Днепропетровской области. Несмотря на высокую конкуренцию и определенные сложности в организационных моментах, открыть собственную точку, сделав ее прибыльным источником дохода, вполне возможно.

Сегодня аптечный бизнес выгоднее открывать в регионах или новых спальных районах больших городов, куда еще не зашли крупные игроки рынка. В зависимости от региона и формата продаж, для открытия одной аптеки предположительно понадобится порядка 30–40 тыс. долларов США. Однако стоимость вложений может быть и выше, исходя из специализации и масштабов выхода в рынок.

Для получения консультации свяжитесь с нами, используя раздел

Работаем по стандартам